Повышение качества дополнительного образования через систему мониторинга образовательных результатов
В концепции развития дополнительного образования говорится о необходимости разработки и внедрения механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ; о внедрении вариативного характера оценки образовательных результатов; о разработке инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов, диагностики мотивации достижений личности; ориентации на метапредметные результаты образования.
Согласно ФГОС, конечной целью учебного процесса так же должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей личности ребенка.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
– предметные, личностные результаты и метапредметные результаты.
Дополнительное образование как нельзя лучше вписывается в рамки новых требований, оно изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, умение ставить перед собой цели и определять задачи, планировать свою деятельность, коммуникативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей, т.е. тех самых метапредметных результатов.
Конечно, чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым стандартам, в самом дополнительном образовании должны произойти изменения. В частности, в системе мониторинга результатов.
Четко налаженная система мониторинга необходима всем участникам образовательного процесса:
Руководителю она дает возможность:
- управляя мониторингом результативности образовательного процесса, повышать качество дополнительного образования;
- создавать банки данных о результатах обученности учащихся, их способностях;
- обобщать информацию о педагогах, которые достигают позитивных результатов;
- стимулировать деятельность педагогов;
- определять основные приоритеты в содержании методической работы;
- отражать фактическое состояние результатов образовательного процесса.
Методическая служба:
- информационно обеспечивает образовательный процесс;
- проводит эффективное методическое сопровождение образовательной деятельности.
Педагог:
- диагностирует деятельность учащихся, что способствует эффективной организации образовательного процесса;
- своевременно выявлять результаты затруднений учащихся;
- систематически отслеживает образовательные результаты детей;
- имеет возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты.
Педагогическая диагностика состоит из следующих этапов:
- Прогностическая диагностика (проводится при наборе детей в детское объединение) – это изучение личностных качеств ребенка, мотивации к обучению, уровня развития познавательных процессов, имеющихся знаний, умений, навыков, необходимых для освоения программы.
- Текущая диагностика (проводится в течение года) – это изучение динамики освоения программного материала, личностного развития ребенка.
- Итоговая диагностика – (проводится в конце учебного года или в конце изучения темы) – это проверка освоения детьми программы, учет изменений качеств личностного развития каждого ребенка.
В сфере дополнительного образования нет единых стандартов, но в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый учебный год, которые и берутся педагогом за некий «стандарт» в выявлении реальных достижений воспитанников.
Исходя из требований ФГОС и опыта работы Ленинградского ДЮЦ определяются следующие параметры результативности образовательного процесса:
- уровень обученности (карта обученности см. приложение 1);
- уровень личностного развития (карта личностного развития см. приложение 2);
- уровень воспитанности (карта воспитанности см. приложение 3).
Исходя из вида предметной деятельности, педагог вправе самостоятельно выбирать формы проведения мониторинга и фиксации его результатов.
Мониторинг образовательных результатов позволяет сделать учебно-воспитательную работу педагога измеряемой, а также включить самого учащегося в сознательно управляемый им самим процесс развития собственной личности, выявить наиболее способных и одаренных учащихся, а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.